четверг, 12 июля 2012 г.

Правда о детекторе лжи.

Люди начали лгать с тех пор, как стали объединяться в группы. Зачем – никто сказать не может. Может, это один из побочных эффектов (а может, и двигателей) эволюции.

История обманаС тех пор, как человечество начало врать, оно стало и придумывать способы распознавания лжи. В ход шла рисовая мука, каленое железо, страусиные яйца, ритуальные пляски, обоняние колдунов и даже ослы. В древности ослики были своеобразными "детекторами лжи". В полутемном помещении привязывали осла,смазав ему хвост краской. Подозреваемый должен был зайти в помещение и погладить животному хвост. Если ослик закричит – человек виновен. Но это все говорили лишь для устрашения. Ведь если человек действительно провинился, он не захочет услышать крик животного. И руки у него окажутся не в краске. Вот такая хитрая метода. Менялись времена, нравы и люди. И способы распознавания лжи – тоже. Венцом этих трудов стало изобретение детектора лжи, или полиграфа.Мы в фильмах видели и это устройство, и как с его помощью выводят "на чистую воду" преступников. Такое чудо техники есть и у херсонских правоохранителей. Об аппарате и о том, с чем приходится сталкиваться во время работы, нашей газете рассказала милая, хрупкая женщина, начальник сектора Управления уголовного розыска, майор милиции Леся Базылева.

Немужская работаПолиграф в областном управлении милиции появился всего три года назад. Тогда министерство для всех областей закупало эти аппараты. Имеющийся в милиции полиграф стоит около $5800. Он российского производства и считается одним из самых "продвинутых". Кстати, российские детекторы лжи признаны одними из лучших в мире даже американскими специалистами.Но стать обладателем полиграфа недостаточно. Надо еще научиться им пользоваться.– Я месяц проучилась в Киеве, – рассказывает Леся Ивановна. – Этого хватает, чтобы хорошо научиться с ним работать. Но одно из основных заданий полиграфолога – научиться правильно задавать вопросы. В группе занимались специалисты со всех областей. Мужчин было большинство. Но вот работать с детектором лжи больше получалось у девушек. Работу с полиграфом можно смело назвать творческой. К ней должны быть способности, это либо дано, либо нет.Буквально на следующий день после окончания учебы Леся Базылева уже проводила свое дебютное тестирование. Благодаря этой проверке удалось раскрыть разбойное нападение. Многие думают, что полиграфолог обязательно должен иметь диплом психолога. Но Леся Ивановна говорит, что все зависит от специфики. Например, невозможно работать с детектором лжи в милиции и при этом не знать милицейских азов.

Дрожь, пульс и дыханиеТак какие же именно показатели фиксирует полиграф? У него – семь датчиков. То есть, информация поступает на компьютер по семи каналам. Показатели делятся на основные и вспомогательные. К первым относятся кожно-гальваническая реакция и фотоплазмограмма. Другими словами, сопротивление кожи и измерение кровообращения в организме. Доказано, когда человек врет, у него идет ряд изменений в организме, контролировать их невозможно. Эти перемены машина и фиксирует. К дополнительным же относят датчик верхнего и нижнего дыхания, давления, тремора. Есть еще один датчик, так называемая "косынка". Он крепится на голове и измеряет уровень возбуждения человека, самоконтроля и агрессии по отношению к процедуре.Любопытный факт – между мужской и женской ложью нет никакой разницы. Просто есть специфика тестирования женщин и мужчин. Женщины, например, более подвижные, они не могут длительное время сидеть спокойно.

Это просто киноНе так давно по телевидению показывали сериал "Теория лжи", в другом переводе "Обмани меня". Снимали его по книге Пола Экмана, американского психолога и крупнейшего на Западе специалиста в распознавании лжи. Суть его теории: у каждого человека ложь можно "прочитать" по лицу. Так называемые микровыражения (подергивание глаза, сжатые губы, отведенный взгляд) могут выдать лгуна. Но Леся Ивановна считает, что это всего лишь теория, не применимая к широким массам. – Не нужно забывать об индивидуальности. Ведь то, что применимо к одному, может не подойти тому, кто отсидел 15 лет. Некоторые из преступников настолько могут себя контролировать, что вычислить их только по эмоциям невозможно. У нас таких специалистов нет. И еще – у Пола Экмана не описано ни одно преступление, которое бы он раскрыл с помощью своей методики. Его метод очень сильно зависит от самого человека, который проводит тест. Он может себя накрутить и просто неправильно прочесть эмоции. А полиграф – это машина. И как бы лично я не относилась к человеку, аппарат мне покажет, виновен он или нет. За все время моей работы, слава Богу, ошибок не было. Это же человеческая судьба, я просто морально не имею права на такие ошибки. У полиграфологов даже есть собственный Кодекс чести. Он говорит, что нужно пользоваться только полиграммами, не идти на поводу у мнения других о том или ином человеке, быть всегда честным и никогда не подстраивать результаты проверки под ситуацию.

Аппарат есть, закона – нетОтношение к детектору лжи в каждой стране свое. В Америке разрешено его использовать но только не при наеме сотрудников. А вот считать ли полученные результаты доказательством – каждый штат решает сам. В США даже есть профсоюз пострадавших от полиграфа. В Австрии же полиграф категорически запрещен, даже если сам человек будет просить о подобной проверке. Сегодня использование детектора лжи в Украине законами не урегулировано. Показания полиграфа в судах доказательствами не являются. Но результаты такой проверки помогают раскрыть преступления.Сама же проверка – дело добровольное. Но из опыта Леси Ивановны, от проверок отказываются люди, которые причастны к преступлению. Боятся себе навредить. Но в Херсоне не только у милиции есть детектор лжи. – Знаю, есть в Херсоне частный полиграфолог. Он работает на американском аппарате, у него своя методика. Она в корне отличается от нашей. Существуют разные методики – американская и российская. Они принципиально отличны в подходе к построению вопросов. В силу определенных обстоятельств они не подходят для работы в милиции.Комплименты с кулакамиТакая работа просто не может проходить без интересных случаев. Леся Ивановна говорит, что люди попадаются разные, с разными подходами. Кто-то пытается засыпать комплиментами и похвалами в надежде добиться расположения дамы. Но есть и такие, которые пускают в ход кулаки.– Детей до 14 лет стараемся не тестировать. Потому что до этого возраста у них буйные фантазии, в которые они верят. Я как-то проверяла 14-летнего подростка. А самому старшему тестируемому было 60 лет. Поэтому к каждому находишь подход, в зависимости от возраста, социального статуса, от того, как он строит речь. Люди в возрасте быстро утомляются. А подростки – наоборот: у них развита моторика, поэтому тестирования упрощаются. Было и немало запоминающихся проверок.– Было убийство несовершеннолетней девочки. Подозреваемый истерил, плакал, клялся, что это не он. Эмоции были настолько убедительны, что хотелось ему поверить. Но смотрю в полиграмму, а она показывает: этот человек совершил это преступление, и начинаю в ней сомневаться. В общем, человек оставил тяжелое впечатление. Был еще товарищ, который насиловал несовершеннолетних девочек. Он сам вызвался пройти проверку. Я всю ночь готовилась, читала материалы. Но когда приехала на тестирование, он отказался. Сказал, что я узнаю слишком много.

Проводочки-шнурикиРаз выпала такая возможность, то и ваш корреспондент решила опробовать на себе детектор лжи. Честно – страшновато. Хоть и понимаешь, что ты не преступник и тебя не посадят в тюрьму, но внутри не по себе. И вот маленький черный чемоданчик. А точнее, сумка для ноутбука. А в нем – полиграф. Состоит он из маленького черного блока, очень похожего на Интернет-модем и нескольких подсоединяющихся к нему проводочков. А еще тремор. Это черная пластинка, на которую вы садитесь. Она передает информацию о движениях вашего тела. Подсоединили ко мне все эти проводки, на голову надели так называемую "косынку", которую я в шутку прозвала "короной". Я себя не видела со стороны, но мне казалось, что похожа на подопытного. Или на инопланетянку. Почему-то мне было смешно. Но потом успокоилась и стала отвечать на вопросы. Волнение меня не покидало до конца теста. В конце эксперимента Леся Ивановна сказала, что не хотела бы иметь дело с таким преступником, как я. Не знаю, что имелось в виду, но я посчитала это комплиментом. 






Источник: http://www.vgoru.org/modules.php?name=News&file=article&sid=12156

Комментариев нет:

Отправить комментарий